Школа «Поколение»: ценности и принципы как условия общественного договора 

  1. Прием в школу "Поколение" производится на конкурсной основе и предполагает входное тестирование. С одной стороны это свидетельство несомненных успехов школы, авторитет которой создает ситуацию, когда спрос на её услугу настолько высок, что позволяет производить отбор, принимать самых лучших.Кроме того, цель этого тестирования состоит в том, чтобы максимально точно оценить степень подготовки будущего первоклассника к школе и дальнейшую работу с ним строить на основе уже достигнутого им уровня. Сегодня дошкольное образование развивается очень интенсивно, существует множество кружков и центров раннего развития детей. Уровень подготовки детей в дошкольных учреждениях и центрах настолько различается, что игнорировать это обстоятельство школа просто не в праве.С будущими первоклассниками беседуют опытный учитель начальной школы, психолог и логопед. Для поступающих в 2 - 8 классы, тестирование проводится по основным предметам: сегодня это русский язык, математика и английский язык. При поступлении в 9 - 11 классы, кроме этого тестируются знания по "профильным" дисциплинам, которые ученик планирует сдавать в качестве "дисциплин по выбору" на различных этапах ГИА.

  2. В школе "Поколение" престижно хорошо учиться! Именно те учащиеся, которые добиваются заметных результатов в учебе, побеждают в олимпиадах различного уровня, реализуют яркие проекты, являются наиболее авторитетными среди ребят, занимают высшие строчки общешкольного рейтинга, формируют общую атмосферу в школе, являются "законодателями мод". Это не означает, что все ученики школы должны учиться только на "отлично". Это лишь означает, что каждый ученик школы должен стремиться к максимальным для себя результатам, с уважением относиться к преобладающему в школе "Поколении" культу знаний.
  1. Современное российское общество сохраняет высокую степень социальной дифференциации. У разных категорий граждан разный уровень благосостояния и разные возможности. Для того, чтобы этот объективный факт не оказывал неблагоприятного влияния на наших школьников, мы сознательно формируем в школе культ интеллектуальных и моральных достоинств учеников, их приоритет в сравнении с ценностями материальными. Авторитет каждого ученика может и должен зависеть от его личных успехов, а не от возможностей их родителей. Дети должны с уважением относиться к тому уровню благосостояния, которого добились их родители, но отчетливо понимать, при этом, что это заслуги их родителей, а им самим предстоит много и интенсивно трудиться, чтобы достичь таких же результатов.
  2. Мы особенно гордимся своими достижениями в создании уникальной атмосферы, особой среды, которая дает возможность каждому ребенку оставаться самим собой, не приносить в жертву неким абстрактным общим правилам и традициям, свою индивидуальность и свой особый взгляд на жизнь. Мы полагаем, что только в такой среде можно сформировать умных, критически мыслящих и креативных людей.

    Вместе с тем, необходимо понимать что взаимодействие, коммуникация свободных людей особенно сложны, ибо ведут неизбежно к противоречиям и соперничеству независимых личностей. Кроме того, в различном возрасте по-разному происходит социализация детей, поиск их собственной идентичности.

    Мудрость педагогов и родителей, как нам кажется, состоит в терпеливом и уважительном отношении к этим процессам, понимании их сложности и важности, принципе невмешательства (прямолинейного и эмоционального) в самостоятельное строительство собственных коммуникаций детьми.

    Наша общая задача: максимально подготовить наших детей к жизни, а это невозможно сделать в искусственной, рафинированной атмосфере. Школа – это не только учреждение по формированию навыков и умений, но и лаборатория социальной жизни. Учитывая, что дети в садике и школе проводят 15 самых важных для своего становления лет (часто – полный день), мы понимаем, что другого времени и другой возможности стать активным и самодостаточным человеком, познать себя и окружающий мир со всеми его противоречиями и трудностями, у них больше не будет!

  3. Извечный спор о том, кто главнее в воспитании детей: семья или школа, нам кажется очень условным. Безусловно, базовые моральные и этические принципы у каждого ребенка закладываются в семье. Родители воспитывают не только на вербальном уровне, формируя для детей какие-то важные нормы, но и своей жизнью, своим поведением.

    Понимая и принимая этот бесспорный приоритет, школа, вместе с тем, отчетливо осознает и свою роль в формировании будущей личности. И здесь имеет значение всё: уровень культуры и мировоззрение педагогов, этический потенциал каждой из преподаваемых наук, сообщество учеников и их родителей в каждой конкретной школе, сознательные и специальные усилия, предпринимаемые коллективом школы для развития и воспитания учеников.

    Самое главное здесь, чтобы эти ценности в самом общем плане совпадали или, хотя бы, не противоречили друг другу.

  4. В школе "Поколение" нет единой формы, но мы приветствуем деловой стиль одежды, хороший вкус и чувство меры. По тому, как человек одевается, можно судить скорее не о достатке родителей, а о внутренней культуре, наличии или отсутствии комплексов, способах самовыражения. Поскольку ребята находятся в школе весь день, им необходимо иметь сменный комплект одежды для второй половины дня, сменную обувь и спортивную форму.

  5. Важное значение в нашей школе придается безопасности детей. Периметр школы защищен забором, видеокамерами, а бдительная охрана призвана обеспечивать круглосуточный контроль за "неприкосновенностью наших границ"!
    В начале каждого учебного года мы договариваемся с родителями о том, когда и в чьем сопровождении каждый ученик персонально может покидать территорию школы. Поэтому, всякие "дискуссии" с представителями охраны (которых мы с вами наняли на свои деньги и попросили обеспечить нашу безопасность) представляются просто нелепыми. Конечно невозможно заранее предвидеть различные ситуации, и необходимость выхода за периметр школы может возникнуть в любой момент. Но для этих случаев существует цивилизованный и законный вариант - письменное разрешение классного руководителя или тьютора, согласованное по телефону с родителями.

  6. Проблема гаджетов в школе "Поколение" решается достаточно просто и четко. Перед началом занятий все учащиеся сдают свои телефоны (и прочие достижения цивилизации) учителям. При этом мобильная связь с родителями(в случае необходимости) обеспечивается через школьный телефон или телефоны классных руководителей. В конце дня у ребят появится возможность вернуться (ненадолго) к любимым средствам общения с миром. Для учащихся старших классов могут быть исключения из этих правил, связанные с необходимостью внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс, когда гаджеты становятся уже не средством развлечения, а инструментом совместной и организованной работы.

  7. В школе "Поколение" организованно трехразовое горячее питание. Понятно, что это не домашняя кухня и не ресторанное питание. Работа столовой регламентирована многочисленными инструкциями и предписаниями. Меню и рецептуру блюд мы согласовываем с соответствующими надзорными инстанциями. Но мы стараемся делать все возможное, чтобы питание наших детей и в рамках правил «общепита» было вкусным и, главное, здоровым.

    В этой связи уместно напомнить родителям, что приносить в школу пиццу, колу, гамбургеры и прочие «шедевры» fast food, а также масляные торты, выпечку категорически запрещено (даже если у ребенка случился день рождения и очень хочется угостить одноклассников)!

  8. Распределение учащихся по классам (параллелям) и учебным группам в школе имеет глубоко продуманную и научную основу и осуществляется исключительно в интересах каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, темпов работы, темперамента, склонностей и интереса к различным дисциплинам, а также на основании рекомендаций психологов и педагогов. Проявлением мудрости родителей и их настоящей любви к детям, как нам кажется, было бы уважительное отношение к подобным рекомендациям школы.

  9. Принципы комплектования классов в школе «Поколение» состоят в следующем:

    — в начальной школе в классе не должно быть более 16 детей, чтобы сделать оптимальным сочетание групповых и индивидуальных методов работы с детьми;

    — в средней школе формируются новые комбинации групп учащихся в соответствии с выявившимися уже особенностями и склонностями каждого ребенка; при этом на разных предметах комбинации состава детей в классах могут меняться; количество детей в этих группах как правило колеблется от 10 до 12 человек;

    — в старшей школе вообще исчезает традиционное понимание классов, учащиеся делятся на небольшие профильные группы, объединенные общим усилиями профильной подготовки к поступлению на избранные вузовские специальности. Этот этап обучения в нашей школе и именуется как предуниверсарий.

  10. Школа «Поколение» сознательно отказалась от «уклонов» и ранней профилизации. Это не означает, что мы не занимаемся выяснением индивидуальных склонностей каждого ребенка. Эта работа подспудно ведется с первого дня. Но мы убеждены, что все дети, независимо от пристрастий и увлечений, должны получить хорошее общее образование, попробовать себя и поискать в разных сферах. И только в 8 классе мы осуществляем продуманный комплекс мероприятий, направленных на самоопределение каждого ученика школы. К 9-му классу он и формально уже должен выбрать предметы для сдачи государственных экзаменов.

  11. Очень сложная и важная проблема – репетиторство! В идеале частная школа должна обеспечить условия, при которых учащиеся школы, не прибегаю к услугам репетиторов, должны успешно ставать ЕГЭ и поступать в лучшие вузы страны и мира. И такой опыт у нас есть. Лучшие выпускники нашей школы реализовали именно такой вариант. Но мы понимаем, что это не просто. Однозначно мы можем договориться хотя бы о следующем:

    — педагог школы «Поколение» не может быть репетитором для своих учеников (то есть оказывать им дополнительные платные услуги) – это нелепо и безнравственно;

    — мы не можем запретить родителям обращаться к услугам внешних репетиторов, но в каждом случае просим их информировать об этом педагогов. В результате этих переговоров потребность во внешних услугах может вообще отпасть, либо она приобретет согласованный (скоординированный) и дополнительный характер;

    — в любом случае, родители должны понимать, что само наличие внешних репетиторов порождает иждивенческие настроения у ребенка, вносит в процесс его учебы сумятицу и двусмысленность, нарушает системность и объективную картину в его подготовке!

    — за долгие годы в школе сложилась гибкая система консультаций для старшеклассников, которая в некоторой степени напоминает систему репетиторства, но реализуется в рамках общей системы образования и под контролем курирующих завучей. К консультациям привлекаются и сторонние преподаватели, имеющие в том числе и опыт репетиторства. Консультации могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

  12. Важное место в системе образования по-прежнему занимает домашнее задание. В последние годы об этой проблеме много пишут, говорят и спорят. Нередко высказываются суждения полярные, достаточно радикальные, а иногда и откровенно популистские. Наша позиция здесь такова:

    — выполнение домашнего задания остается важнейшим средством формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, умения работать с разнообразными источниками информации, организации своего рабочего времени и пространства;

  13. — объем и характер задаваемых ребенку домашних заданий должен быть соразмерным возможностям учащегося самостоятельно (без помощи родителей и репетиторов) его выполнить;

    — в школе предусмотрены специальные часы, когда все учащиеся организованно выполняют домашнее задание;

    — существуют специально выделенные педагоги-предметники, которые во второй половине дня готовы оказать ребятам консультационную помощь по возникшим проблемам;

    — опыт показывает, что в школе большинство учащихся успевает выполнить лишь письменные задания, а устные уроки предпочитают готовить в домашних условиях.

  14. Очень непростая проблема – степень вовлеченности родителей в жизнь школы, в образовательный процесс, плотность и система взаимоотношений с педагогами.

    Помимо сложных и неоднозначных вопросов, которые должны стать предметом обсуждения на совместных форумах и внутри-школьных форсайтах, есть и совершенно очевидные, не требующие дискуссий:

    — излишняя тревожность и опека со стороны родителей очень сильно затормаживает процесс социализации их ребенка, мешает формироваться таким наиважнейшим чертам, как ответственность и самостоятельность;

    — доверие родителей к школе, к её профессиональной состоятельности, к зрелости её педагогического состава предполагает, что родители с уважением относятся к решениям педагогического сообщества – к распределению детей по группам, к системе и критериям оценивания учебных успехов детей, к их способности наиболее оптимально выстроить образовательную траекторию каждого ребенка;

    — текущие оценки являются всего лишь гибким инструментом в руках педагога, который он использует для мотивации учащихся к более успешной учебе. Они всегда являются субъективными и учитывают психологические особенности каждого ребенка. Родителей мы информируем о текущих оценках не для того, чтобы они вступали в дискуссии с педагогами о справедливости той или иной оценки, а для контроля за наличием или отсутствием проблем в учебе их детей;

    — мы приветствуем упорядоченный и цивилизованный диалог между учителями и родителями по поводу учебы детей. Признаками такого диалога мы считаем оперативное (почти ежедневное) информирование родителей о ситуации с успехами ребенка, обсуждение возникающих проблем в установленное время и в установленном месте, а не в любое время суток у приоткрытой двери класса на переменах или по мобильным телефонам учителей:

    — в образовательной сфере оптимальным вариантом распределения приоритетов и полномочий между школой и семьей, как нам кажется, была бы следующая формула: Школа учит, развивает и воспитывает! Семья – воспитывает, контролирует процесс обучения и развивает ребенка! Последовательность перечисления процессов имеет здесь решающее значение!

  15. Мы убеждены в том, что гармоничное развитие ребенка – это не красивая фраза, а крайне актуальная цивилизационная проблема современности! Не может быть человек ни успешным, ни счастливым, если он физически немощен и эстетически неразвит!

    Поэтому в нашей школе действует правило: каждый ученик должен выбрать по своему вкусу и своим наклонностям 2 обязательных кружка – спортивный и творческий. Мы стараемся привлекать к этой работе лучших творческих и спортивных специалистов нашего города и очень надеемся, что и родители со своей стороны будут поддерживать серьезное и ответственное участие наших детей в этой работе!

  16. В школе «Поколение» кипит бурная творческая жизнь, очень много различных мероприятий. Нам очень нравится, когда в актовом зале или на спортивной площадке появляются родители и вместе с детворой сопереживают всему, что происходит на сцене или на поле. И мы очень огорчаемся, когда родители срывают детей прямо в разгар мероприятия, подавая тем самым своим детям не самый лучший пример неуважительного отношения к усилиям других детей и к школе в целом! Понятно, что бывают экстренные ситуации, но так ли часто?

Михаил Сукиасян